21 октября спикер Городского Собрания депутатов Александр Степанов и директор детской школы искусств "Гамма" Татьяна Меньшакова приняли активное участие в заседании Координационного совета представительных органов муниципальных образований при Архангельском областном Собрании депутатов.

— Впервые за 15 лет моей депутатской деятельности, так обстоятельно и глубоко на региональном представительном уровне обсуждались вопросы сохранения и развития детских школ искусств. Это был один из пяти вопросов повестки дня Координационного Совета, — отметил Александр Юрьевич.

Председатель комитета по культурной политике, образованию и науке областного Собрания Ольга Виткова в своем докладе рассказала участникам заседания о значении об основных достижениях и мероприятиях по выявлению талантливых и перспективных учащихся через конкурсы, творческие школы для детей. Сегодня в регионе 38 детских школ искусств, в которых занимается более 12 тысяч человек. Деятельностью учреждений охвачено около 7 процентов детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет.

— Благодаря реализации национального проекта «Культура», школы искусств и музыкальные школы сегодня получают достаточно много внимания, решаются вопросы обеспечения, инструментария. Например, в нашей "Гамме" в последние годы получили 5,6 млн рублей федеральных, областных и средств муниципалитета на приобретение музыкальных инструментов, оборудования и музыкальной литературы. В 2021 году планируется выделить более 20 миллионов рублей школам Вельского, Котласского, Приморского и Устьянского районов. Со следующего года запланирована двухлетняя модернизация ДШИ. Как было отмечено на Координационном Совете, важно, чтобы муниципальные образования активно пользовались этими возможностями, обеспечивали своевременную подготовку ПСД для участия в конкурсах, — рассказывает А. Степанов.

Наш город показал свою заинтересованность и активность в вопросах развития ДШИ "Гамма" уже во время работы Координационного Совета. Председатель Собрания депутатов Котласа поднял перед коллегами серьезную проблему –неразумного внедрения сертификатов персонифицированного финансирования дополнительного образования в выстроенную десятилетиями систему ДШИ.

Речь идет о закреплении обязательств государства об оплате того вида образования, в которой больше всего заинтересован ребенок, через именной сертификат. Ребенок сможет использовать его в любой организации, независимо от формы собственности, и фактически за именным сертификатом закреплены бюджетные средства для оплаты кружков и секций.

– Что происходит в школах искусств при этой системе? Ребенок по именному сертификату может получить всего два групповых занятия в неделю по определённой программе. И это при том, что при переходе на федеральные государственные требования, преподаватели школы искусств «Гамма» создали более 70 программ по всем направлениям деятельности! И среднее количество учебных часов по программам составляет 10-12 в неделю. Сертификат ПФДО предполагает финансирование занятий в дополнительном образовании – кружках и секциях. Его категорически нельзя внедрять в начальное профессиональное образование в области искусств, которое даёт сегодня детям музыкальная школа или школа искусств. В соседней Коряжме школа искусств вышла из положения, предложив детям, которые заканчивают обучение, в рамках именного сертификата получать два групповых занятия в неделю, чтобы готовиться к заключительному выпускному вальсу... Новая система просто не вписывается в традиции и задачи ДШИ. Это как заводу подводных лодок предложили бы создать конвейер по выпуску электромонтеров... — рассказывает Александр Юрьевич, зная тему глубоко еще и потому, что сам много лет руководил детской музыкальной школой и школой искусств.

Участники Координационного Совета поддержали котлашан — такая система неприменима к детским школам искусств.

Котлашане Александр Степанов и Татьяна Меньшакова также подняли проблему отсутствия в муниципальном задании ДШИ концертной деятельности учащихся и коллективов учреждений. Политика исполнительных органов местного самоуправления — оплачивать ДШИ только образовательную деятельность, а функцию проведения и подготовки концертов они переложили на дома культуры.

— При передаче деятельности коллективов в ДК там их просто не сохранили... А школам эту деятельность не оплачивают, люди не могут работать на вечном энтузиазме. В итоге наш город потерял многие народные, образцовые коллективы. Можно сходить на Трофима, но а наши-то артисты и музыканты где? Это тот культурный пласт, которым мы гордились! И его необходимо возвращать, пока еще не все растеряно. Не могут только ДК нести эту нагрузку, потому что школа искусств поднимет концертную работу на качественно новую высоту. На свой уровень, который может выдавать. Разнообразный, высокохудожественный. Представить "Гамму" без творческих концертов учеников и преподавателей, их прекрасных коллективов и ансамблей я просто не могу! Прекрасный спектакль нам показывала театральная студия "Гаммы" "Ромео и Джульетта". Великолепные эстрадные коллективы, ансамбли гармонистов, "Метелица" и "Калейдоскоп" — все они могут нести нагрузку филармонии. Но не на голом энтузиазме, не за спасибо. Любой труд должен достойно оплачиваться, – считает Александр Юрьевич.

Его коллега, председатель городского Совета депутатов Северодвинска Михаил Старожилов обратил внимание на проблему нехватки преподавательских кадров для детских школ искусств. Педагогические коллективы стареют.

– Если не будет преподавателей, никакие инструменты не помогут нам воспитать музыкантов и танцоров, – заявил депутат.

Участники Координационного Совета рекомендовали правительству Архангельской области, министерству культуры и главам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Архангельской области реализовать целый ряд мер поддержки школ искусств с учетом озвученных проблем. Рекомендации котлашан прозвучали конкретно:

  • рекомендовать Министерству культуры Архангельской области сохранить систему начального образования в сфере профессионального искусства, не допустив внедрения ДМШ и ДШИ в национальный проект «Успех каждого ребёнка» (система «Навигатор», Персонифицированное финансирование дополнительного образования (далее - ПФДО);

 

  • рекомендовать органам исполнительной власти муниципальных образований Архангельской области предусмотреть включение в муниципальное задание ДМШ и ДШИ услугу (работу) по концертной деятельности.

Итоговое решение готовится к публикации и направлению адресатам.