• 165300 г. Котлас, пл. Советов, 3, каб. 112

История парламентаризма

Парламент — это высший представительный (законодательный) орган государства, осуществляющий свою профессиональную деятельность на постоянной основе и избираемый населением страны. Процесс его взаимодействия с иными государственными органами и называется парламентаризмом [2]. В настоящее время происходят изменения в различных сферах жизни общества и государства, политическая деятельность также не остается без внимания. Положительное развитие невозможно без учета исторического аспекта. Вспомним некоторые исторические вехи. Первые проявления парламентаризма относятся к эпохе революций XVI–XVIII вв., в это время происходит процесс усиления полномочий исполнительной власти. Появление представительного органа в России стало результатом революции 1905 года. После этих событий Николай II учредил Государственную думу как «особое законосовещательное установление, которому предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений». В это же время разработано первое положение о выборах в Государственную думу, которое наделило правом голоса отдельные категории лиц: крупных собственников недвижимого имущества; плательщиков промыслового и квартирного налога; на особых условиях — крестьян. Это вызвало недовольство в обществе, и выборы не состоялись. Новым витком в деятельности представительного органа стал Манифест от 30 октября 1905 года, который установил незыблемое правило: «никакой закон не может воспринять силу без одобрения Государственной думы». Таким образом, Дума из совещательного реформировалась в законодательный орган. Отсчетной точкой в развитии российской парламентаризма принято считать 27 апреля 1906 года. Именно в этот день начала работу Государственная дума Российской Империи — первый демократический институт в истории страны. На тот момент, как и сейчас, Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет (в наше время Совет Федерации). Характерной чертой развития советского парламентаризма (1960–1990 гг.) являлось усиление партийного руководства, в последствии ставшим всеобъемлющим. С 1964 г. с приходом к власти Л. И. Брежнева, происходит сращивание государственной и партийной системы [3]. А в начале 70-х гг. Верховным Советом СССР изданные акты о местных Советах разных уровней, улучшают регламентацию их деятельности, укрепляются их положение, а также расширяются круг постоянных комиссий Верховного Совета СССР. За три года их количество увеличилось с 4-х до 16. В это же время увеличивается срок полномочий Верховного Совета СССР (с 4 до 5 лет) и снижается возрастной ценз для избрания депутатами в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года. Число депутатов в 2-х палатах Верховного Совета СССР было равное и составляло по 750 человек. В 1980 г. Верховным Советом СССР были внесены изменения в основы законодательства СССР и союзных республик и взят курс на развитие демократии. После августовских событий 2 сентября 1991 г. съезд народных депутатов СССР прекратил свое существование. С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года изменяется и организация государственной власти, которая действует на основе принципа разделения властей, необходимого для предотвращения злоупотребления властью. Теоретические и практические истоки данного принципа заложены в Древней Греции и Древнем Риме. Первыми исследователями считаются несколько политиков: Аристотель, Джон Локк, Шарль Монтескье. Рассмотренная ими триада разделения власти стала классической формулой. В России принцип получил конституционное закрепление в статье 10: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1]. Органы государства взаимодействуют между собой, уравновешивая друг друга и дополняя. При этом, законодательная власть обладает верховенством, устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны и деятельность исполнительной и судебной властей. Законы имеют высшую юридическую силу, общеобязательный характер. К органам законодательной власти в РФ относятся: Федеральное Собрание, Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации. Федеральное собрание (Парламент РФ) — высший представительный и законодательный орган России (согласно ст. 94 Конституции РФ). Его статус определен в главе 5 Конституции РФ. Функции и полномочия Парламента РФ распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно ст. 95 Конституции РФ) [1]. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Депутаты Государственной Думы избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов). Члены Совета Федерации выбираются путем косвенных выборов из представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта 170 чел.). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Федеральное собрание является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ). Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет. Совет Федерации установленного срока деятельности не имеет. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях [4]: – для заслушивания посланий Президента РФ; – для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ; – для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств. Как уже было, отмечено парламентаризм — система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. В настоящее время в России отмечается такой праздник, как День российского парламентаризма, который был учрежден 27 июня 2012 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Изначально предлагалось отмечать праздник российского парламентаризма в день начала работы Верховного Совета России, который открыл свое первое заседание 18 марта 1990 года. Однако позже идея была пересмотрена с учетом замечаний историков о том, что российский парламентаризм значительно старше. Установление нового праздника призвано способствовать привлечению внимания населения к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов власти в регионах [5]. Сегодня Парламент России так же, как во времена Российской империи, состоит из двух палат. Первые выборы в парламент прошли в день всенародного голосования по Конституции, то есть 12 декабря 1993 года. Во многих странах парламент имеет специальное название (Федеральное собрание в РФ, Конгресс в США). Парламент выполняет законодательные функции и избирается по установленной Конституцией системе, что является основой построения органов демократического правового государства.

Литература: Конституция Российской Федерации // Российская газета № 6299 от 7 февраля 2014 г. Булаков О. Н., Рязанцев И. Н. Парламентское право России: курс лекций // КонсультантПлюс. Дмитриев М. Парламентаризм и демократия в России // Власть, 2009. — № 9. — С. 24–26. Колюшин Е. И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 4; КонсультантПлюс. Трушина А. В. Представительный характер верхней палаты Российского парламента // Власть, 2011. — № 4. — С. 80–81. Шеховцов В. А. Развитие российского парламентаризма. — М., 1999.
Манжукова, О. А. История российского парламентаризма / О. А. Манжукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57214/ (дата обращения: 15.03.2023).

Изображения: