О ключевых решениях 34-й и 35-й сессий, которые состоялись 9 апреля. Представительный орган одобрил новую редакцию Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Котлас" до 2030 года. Разработчик - Управление экономического развития администрации МО «Котлас».

Актуализация документа назрела. И депутатский корпус второй созыв подряд обращался к исполнительной власти с просьбами вернуться к Стратегии и включить ее в схему развития города. Дополнив в соответствии с требованиями нового времени.

- С 2010 года произошли значительные изменения в социально-экономическом положении муниципального образования, приняты новые законы, национальные цели и стратегические задачи. И очень ценно, что специалисты УЭР доработали стратегический документ городского развития, - говорит председатель Городского Собрания депутатов Алексадр Степанов.

Была создана рабочая группа по корректировкам. Что нового приобрела Стратегия - это актуальные сведения о текущем социально-экономическом положении МО «Котлас» и перспективных планах развития до 2030 года. Проведен социологический опрос и анкетирование населения муниципального образования. В нем участвовали жители города и Вычегодского, представители бизнес-сообщества, органов местного самоуправления. Экономисты выполнили SWOT-анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для Котласа и сделали предложения по достижению целевых ориентиров заданного уровня. Также появился еще один раздел - «Участие муниципального образования «Котлас» в национальных проектах».

Все новшества прошли экспертизу - в министерстве экономического развития Архангельской области, на публичных слушаниях на общественной коллегии и Общественном совете при Главе МО «Котлас». Замечания и предложения учтены. Однако рекомендации к документу прозвучали и от депутатов на этой сессии. Председатель комиссии по промышленности Собрания депутатов Борис Вьюхин запросил в УЭР информацию об итогах десятилетней работы реализации Стратегии.

- Докладчик уверил, что отчет есть, я запросил его в электронном виде для изучения. Есть много вопросов об эффективности проделанных мероприятий, я не вижу четко, чтобы что-то в городе действительно делалось в рамках Стратегии развития. В 2010-ом документ принимался и с моим участием в том числе. Я многие позиции помню - упор на туризм, к примеру. Провести ревизию, что же сделано, нужно - с 2010 по 2020 годы. Ведь были отданы большие деньги разработчикам. Документ должен работать, а не просто быть для галочки, - уверен Борис Николаевич.

Сразу после заседания сессии отчет о реализации первого этапа Стратегии Борис Вьюхин получил. Внимательно изучил, но вопросы остались.

- Многочисленные индикаторы общего хода реализации Стретегии во многом показывают рост.  Но хочется понять - за счет каких товаров, к примеру, Котлас увеличил производство? Этот рост в денежном выражении может ведь выражаться и за счет роста цен - ежегодной инфляции. А что мы имеем в реальности, чтобы можно было оценить роль исполнительной власти, ее упорство в реализации основных целей Стратегии? Лозунги задокументированы прекрасные, нужные, важные. Но на деле в Котласе сократился сегмент бизнеса. Состояние местного самоуправления оставляет желать лучшего - нет нормальной общественно-политической жизни с дискуссиями и диалогами, когда рождаются хорошие дела и компромиссы. Это дается последние годы с огромным трудом. Вопрос, думает ли исполнительная власть, как поддержать местные торговые сети, чтобы сохранялись рабочие места. В сегодняшней конкуренции с федеральными сетями местному бизнесу приходится крайне тяжело. Я могу продолжать список вопросов дальше и дальше - это все детали, которые необходимо понимать в стратегическом смысле, - отметил Б.Н. Вьюхин, депутат-опытный хозяйственник.

Обновленный городской документ вышел на второй этап - 2020 - 2024 г.г. Ориентир - реализация Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических- задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». К концу второго этапа, по прогнозам разработчиков, нас ждут значительные изменения в социальной сфере и условия для экономического рывка.

Выделим ряд маркеров развития территории муниципалитета, осовываясь на Стратегии. В 2018 году муниципальное образование «Котлас» стало победителем в конкурсе муниципальных программ по работе с молодежью в номинации «Лучшая муниципальная программа по работе с молодежью городского округа». Численность населения, ведущего здоровый образ жизни и регулярно занимающегося спортом, возрастает с каждым годом. По прогнозным данным, к концу 2024 года удельный вес населения, систематически занимающегося спортом, увеличиться до 48,3 процентов. 

Среднемесячная заработная плата в учреждениях культуры на конец 2018 года составила 38 114,2 руб. Средняя заработная плата по учреждению дополнительного образования в сфере искусства - 33 376,29 руб. Заработная плата педагогов дополнительного образования - 36 252,6 руб. Рост зарплат по отрасли, по сравнению с 2012 годом, составил 234 процента. Туристический поток в 2018 году составил 15 743 человека, средний ежегодный прирост - 3-5 процентов. Количество экскурсантов в 2018 году составило 7 048 человек. Имеющийся туристский потенциал муниципального образования «Котлас» способствует развитию приоритетных видов туризма: культурно-познавательный, водный, активный, детский, событийный, гастрономический, этнокультурный. В 2023 – 2024 годах на территории муниципального образования «Котлас» планируется создание стационарного детского технопарка «Кванториум» и мобильного на его базе.

Экономика муниципального образования «Котлас» представлена следующими крупными и средними предприятиями: Сольвычегодское отделение Северной железной дороги ОАО «РЖД»; АО «Котласский электромеханический завод»; МПК «Стрела»; ООО «Мир дерева»; ООО «Парса»; ОП «СРП-Поморье»; ООО «Восход»; ООО «СТВ»; ООО «Птицефабрика Котласская»; ООО «Сталкер»; ООО «КЗСК». Наблюдается снижение количества субъектов бизнеса в связи с тем, что для предпринимателей в последнее время существенно возросла налоговая нагрузка. Однако возрождаются грузоперевозки речным транспортом. Эту нишу осваивают предприниматели. За сезон 2019 года перевезено более 30 тыс. тонн груза. В настоящее время численность работников, занятных в этом сегменте, составляет порядка 60 человек. В перспективе штат сотрудников будет увеличен до 80-100 человек. Кроме того, в планах собственников расширить спектр оказываемых услуг, т.е. осуществлять не только перевозку грузов, но и ремонтировать суда и баржи.

По показателю вновь построенного жилья на душу населения, муниципальное образование «Котлас» неизменно занимает лидирующее место среди других территорий Архангельской области. Разработан и внедряется в жизнь свод правил и рекомендаций для формирования стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды - «Дизайн-код МО «Котлас».

Важные условия для реализации Стратегии в Котласе: развитие человеческого капитала; привлечение в экономику муниципального образования необходимого объема инвестиций, в том числе за счет участия в национальных проектах, федеральных и региональных программах и применения механизмов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства; формирование сервисной экономики; создание дополнительных рабочих мест; развитие необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры; обеспечение привлекательных условий для жизни и труда в муниципальном образовании. Именно так город планирует к 2030 году стать ведущим транспортным, торговым и культурно-образовательным центром субрегиона «Юг Архангельской - север Вологодской областей». 

ДЛЯ СПРАВКИ
Изменения в Стратегию внесены с учетом следующих документов:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О Национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р;
- Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденная областным законом Архангельской области от 18.02.2019 № 57-5-ОЗ;
- Прогноз социально-экономического развития Архангельской области на долгосрочный период до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Архангельской области от 28.11.2018 № 506-рп/дсп.

С полным текстом Стратегии можно будет ознакомиться в разделе сайта Документы - Решения сессий - Решения 34-й сессии от 9.04.2020 г. после подготовки решений к публикации.