Котласу - 100. Неслучайно мы выбрали для вас собеседника в городском Собрании депутатов, который безусловно оставил крупный след в современной истории Котласа. Человек культуры с безупречным авторитетом в этой сфере. Культурный политик, каких сегодня сложно найти в новом поколении политических деятелей. Дед шестерых внуков - Александр Степанов, председатель Собрания депутатов муниципального образования “Котлас”. Собственной персоной. Мы беседуем в кабинете директора школы искусств “Гамма” Татьяны Евгеньевны Меньшаковой. Той самой “Гаммы”, которую ему пришлось строить и создавать с нуля...

 

 “У нас было 20 миллионов, в Коряжме - 800”

 - Александр Юрьевич, откуда пошло изречение, что современная школа искусств “Гамма” в Котласе - это в общем-то “памятник Степанова”? Кто автор?

- Народ! - свое мнение не удержалась вставить директор “Гаммы” Татьяна Меньшакова.

- (Степанов смеется.) Ну, вообще-то памятник у “Гаммы” нужно поставить Александру Шашурину. Он был локомотивом в этом вопросе и заслуживает добрых слов. Александр Иванович поддержал строительство школы, сделал ее приоритетом среди городских объектов. Первое время строительство шло на средства городского бюджета! Так что глава города многое сделал.  

К этой школе мы шли очень долго и сложно, и уже на последнем этапе стройка была заморожена… Тут сложные перипетии. Я это к чему - был период очень трудный, когда школа работала в трех зданиях. Помните, в “Сказке” хоровое отделение, старое здание за мостом, строящееся… Коллектив вырос значительно - я колесил по городу в конце 90-х - начале 2000-х. Поэтому школу хотели многие.

На мне лежали конкретные вопросы строительства, все согласования, задача подготовить весь большой коллектив к переходу в “Гамму”. И название это родилось в поиске. Мы перебрали несколько десятков предложений. Долго привыкали к “Гамме” - а это семь звуков, семь красок радуги, школа работает семь дней в неделю и находится по адресу Кузнецова, 7.

-  Сейчас модно говорить - чтобы реализовать проект, его сначала надо визуализировать. Что вам сейчас помнится о начальных представлениях о школе?

- Когда начинали, был только новосибирский проект музыкального училища и школы на 612 мест. Ничего другого.  В тот период страна занималась совершенно другим. Ее не интересовало это направление. И школы в основном закрывались. Мы единственная типовая школа в то время, которая открылась.

Взяв проект за основу, мы его переработали, потому что училище - уровень не наш. Кабинеты физики, литературы и т.д. были перепрофилированы. Ну, и плюс - аналогичный проект мы отдавали в Коряжму. Там выстроена школа на 8 лет раньше нашей. Она отличается и внешне, и внутренне. И материалы другие. Время поменяло многое. Но мы учли пожелания коряжемских коллег к проекту.

- Какие именно?

- Пожелания были к концертному залу - акустика, раз.  Надо было сохранить нормальную. Сцену мы вынесли на метр с лишним в зал. У них заливало плоскую крышу - мы отсыпку делали более крутую. Директор коряжемской школы Тамара Ивановна ходила со мной по зданию и рассказывала: “Здесь лучше было б так…” - все старались учесть.

- От чего зависит качество звучания в зале?

- От параметров помещения, материалов, которыми оно отделано. Поэтому мы тщательно подбирали плитку на потолок - звукоотражающую. И первый музыкант, который сюда приехал, - руководитель камерного оркестра вместе с оркестром (важно, кто начнет, потому что сцена - место “намоленное” хорошими музыкантами).  Он играл, когда не было занавесов - ничего.

- И сейчас, когда оркестр приезжает на Летнюю музыкальную академию, мы снимаем все! Он играет на голой сцене, - подсказывает Татьяна Меньшакова.

- Голая сцена - этот тот звук, который был нужен музыкантам. Как только повесят занавес, положат дорожки, звук меняется. Вообще зал меняется. А должен соответствовать параметрам звуковой реверберации.

- Что такое реверберация?

- Это окончание звучания. Как звук разносится и какой “хвостик” остается. Вот хлопнул в ладоши - слышите?

- Ясно… Идеи, которые вы с коллективом “Гаммы” вынашивали, воплотились в новом здании? Ведь раньше это была просто музыкальная школа. А стала школой искусств!

- Безусловно. Я чувствовал, что у коллектива большой потенциал, но раскрыться ему негде. При переходе в здание удалось открыть совершенно новые отделения: хореографическое, художественное, позже театральное. Из заметного: открыт выставочный зал. Выпускники уходят из школы - их картины остаются в пример будущим поколениям и как память о прекрасном времени, проведенном в стенах школы. Есть стена портретов детей, удостоенных наград министерства образования. Кстати, и дочь мою Елену там тоже можно увидеть. Звания есть в “Гамме” - вначале юный артист, потом заслуженный. Мощный мотив к развитию! Правда, много заслуженных не бывает, это закономерно. Самые яркие, самые талантливые носят это высокое звание.

Стали проводить конкурсы - крупные! - по всем направлениям. Кстати, мы единственные в Союзе городов Центра и Северо-Запада России, где проходят два заметных конкурса юных талантов: “Синяя птица” и “Новые имена”. Это ясно обозначает статусность школы. И в конкурсах участвуют дети из многих городов Союза - Вологды, Костромы, Петрозаводска, Череповца, Архангельска, Сыктывкара.

- Вы много ездите по городам Союза, видите уникальность, идентичность других мест. Какие идеи переносятся на наш город, чтобы планка развития поднялась и у нас? Как по-вашему, “Гамма” свой потенциал уже реализовала или еще что-то можно развить?

- Ну, взять, к примеру, инсталляцию на фасаде здания “Гаммы”. Такого больше нигде нет. Это уникальное творение известного в Европе норвежского художника Скотта Тойе, которого можно увидеть в книге рекордов Гиннеса. Его масштабные работы украшают здания во многих городах Европы. Скотт - наш частый гость. И когда он впервые увидел “Гамму”, ему захотелось сделать эту композицию, олицетворяющую борьбу: как через музыку, искусство, культуру преображается душа, от штыков, страданий, ворон - к лебедям и потом к балерине. Название инсталляции - “Симфония людей”. Кстати, когда она появилась у нас, было много разных высказываний, в том числе и негативных. Но, согласитесь, выглядит это необычно, у нас в городе подобного нет, да и не только  у нас. Вот вам и уникальность! Чтобы таким образом украсить фасад, вложили внебюджетные деньги школы и мои депутатские. Считаю, потрачены они не зря.

Что касается реализации потенциала “Гаммы”... Знаете, сейчас бы я не смог работать директором (улыбается). Не стал бы. Раньше с финансовой точки зрения была большая защищенность. Сейчас ведь есть куда и есть кого возить, но финансовая составляющая очень тяжелая. Творческие дети должны реализовываться на конкурсах, на фестивалях, иначе не будет развития. Выход их эмоциям - сцена! А что значит поездка на конкурс? Это костюмы, это дорога, проживание, питание. Все это теперь осуществляется за счет родителей. В мое время было понятие  родительской платы. Потом прокуратура это понятие оспорила, приняв наше образование за обязательное (хотя оно являлось и является дополнительным). В итоге бюджет школы недосчитывается 2 млн. рублей ежегодно. Спонсорские пожертвования сейчас раз в 10 меньше. На развитие средств нет, к сожалению.

- То есть задумки и мечты обрезаны, закрыты?

- Нет. Мы никогда не останавливаемся. Преподаватели, родители на собственном энтузиазме, на собственных деньгах двигают дело вперед, - добавляет свое мнение директор школы Татьяна Меньшакова.

- А вообще трудно сравнивать периоды, - отвечает Александр Юрьевич. - Помню, очень тяжело давалось приобретение инструментов. Так и сейчас тяжело. Коряжемской школе в этом плане повезло: в связи со строительством нового здания у них мощно обновилась база, здорово помогал ЦБК. Для сравнения: у нас было в тех деньгах на приобретения 20 млн, у них 800!  

Помню до сих пор, где какой инструмент купили, при каких обстоятельствах. Рояль концертный, к примеру. В первый приезд губернатора Михальчука в Котлас вся областная делегация посетила “Гамму”. Председатель комитета по культуре Андрей Фомин выслушал наши просьбы, проблемы и сказал: “Рояль вам будет”. Слово сдержал.

- Александр Юрьевич, столько лет вы отдали этой школе. А вещи какие-то здесь, в здании остались, к которым вы были привязаны, которые помнят вас?

- Здесь осталась картина Стаса Бородина с изображением старой школы. Стол, за которым сидел Виталий Алексеевич Дернов ,который брал меня сюда на работу. А потом за этим столом работал и я. 20 лет.

- А как часто вы здесь бываете? По праздникам? От  случая к случаю?

- Мы всегда рады его видеть. Он единственный из городских руководителей, кто посещает практически все наши крупные мероприятия, - замечает Т.Е.Меньшакова.

- Хожу сюда по зову сердца, - отвечает Степанов. - Меня тут все ждут, все рады. Приятно. Коллектив до сих пор вспоминает.

- Женский коллектив требует от руководителя большего внимания... Как справлялись?

- После музыкальной школы смог бы работать везде (улыбается). Да, женский коллектив требует особого внимания, заботы, большего погружения в вопросы. Как научился справляться? Есть определенные принципы, которые я взял от моего учителя Виталия Алексеевича Дернова, светлая ему память. Он так говорил: “Если хочешь, чтоб тебя уважали - сделай что-нибудь для людей”. “Пообещал - выполни!” “От педсовета освобождают две причины: болезнь и смерть”.

Со временем негатив уходит, а помнится только хорошее - таково свойство памяти человека. Были, конечно, стычки, бывали сложности, но как-то все разруливал. Знаю одно: кто здесь работает, должны сильно любить музыку и детей. Случайных людей в “Гамме” нет. Жизнь выталкивает, люди чувствуют, если это не их.

- В ваше время и подумать не могли, а теперь сплошь и рядом: частные педагоги, частная практика. Это для “Гаммы” серьезные конкуренты?

- Не думаю. У них цель другая. И если родителей устраивает такое положение - ради Бога. В “Гамме” же дают профессиональное образование, с выдачей свидетельства государственного образца. Ребенку закладывается мощная база как культурно развивающейся во всех отношениях личности. Мощная! И на начальном этапе можно проверить, к чему у маленького человека способности. Система трехступенчатая: вначале в группе раннего развития, потом в подготовительном классе, потом уже в основном. Теперь с улицы детей в “Гамму” не берут. Только через предварительную подготовку. Хотя помню случай, как мы одного мальчика взяли аж в октябре. Долго меня уговаривали пойти наперекор правилам. Знаете, как его звали? Артем Карпов! Сейчас весь город его знает как прекрасного исполнителя песен. Но такие случаи единичные. А в целом схема правильная, и она отлично налажена.

- Класс самоокупаемости у художников пользуется спросом. Кстати, там самый большой конкурс - 3 человека на место. А бывает и больше. На театральное отделение огромный конкурс. Хореографию выбирают очень многие, - добавляет Татьяна Евгеньевна.

 

 “Спикер должен быть над схваткой”

 - А теперь оставим прошлое и вернемся в день сегодняшний. Собрание депутатов Котласа вы возглавляете три созыва, вот уже 12 лет. Весомо. Во многом вы способствовали формированию эффективной работы представительного корпуса, хотя это крайне сложная задача. Но вот что вас отличает: вы не позиционируете себя как явного лидера, а выступаете как равный среди равных. И линию свою четко выдерживаете все 12 лет. Почему так?

- Потому что в Собрание приходят люди уважаемые. Это не мои работники, и я для них не работодатель. Каждый из них сам по себе - Личность. Все прошли горнило выборов, им оказано определенное доверие части населения города, поэтому и должно быть отношение к ним как к равным. Все мы садимся в эту лодку и должны плыть вместе долгих пять лет. По большому счету, это клуб, который работает по принципу взаимного равенства и уважения. Самое любимое мое обращение к коллегам в Собрании:”Уважаемые депутаты”.

Я наблюдал, как работают спикеры в Архангельске, Северодвинске, Коряжме, Великом Устюге. И уверен: спикер должен быть над схваткой. Если он по каждому вопросу будет вскакивать и выступать, если он внутри этих событий - это минус.  И для него, и для корпуса в целом. Поэтому выступаю нечасто, когда уж точно обязательно надо сказать веское слово. Ты же ведешь этот процесс, он должен быть основан не на силе, а на уважении. Слава Богу, кодекс чести депутата мы приняли, есть регламент работы. Если все это выдерживать, следуя букве кодекса, то отношение депутатов друг к другу должно остаться уважительным.

- И все же бывают такие ситуации, когда депутаты более явно позиционируют себя как представителей партии, а не Собрания, как органа власти, забывая о его единстве - о котором вы как раз говорите...

- Да, такова особенность этого созыва, этого корпуса. Я считаю, что наш представительный орган сейчас болеет. Любая организация, как человек, переживает разные периоды. Может болеть долго, иногда тяжело, иногда смертельно. Но в большинстве случаев когда-то должна выздороветь!  Думаю, нынешняя смешанная система формирования корпуса играет больше в минус, чем в плюс. Поэтому не объединяет часть корпуса.

В прошлых созывах депутаты были равны - каждый из них представлял  определенный округ города, какую-то часть населения, перед которой был подотчетен. А когда партийная составляющая появляется, встают вопросы - перед кем подотчетны депутаты-партийцы? Перед избирателями? По факту - перед своей партией. И это меняет все. Входить в круг депутатов, ощущать себя командой возможно, если есть единый подход. А его-то как раз и нет.

- Получается, не напрасно возник вопрос о возвращении к старой проверенной годами мажоритарной избирательной системе (20 округов - 20 одномандатников)? 20 июня его как раз будет обсуждать новый общественный совет города. Это важный вопрос для выборов Собрания следующего созыва в 2018 году. Чтобы корпус выздоровел?

- Да, разговор идет про следующий корпус. Думаю, что напряженное состояние этого депутатского корпуса и ситуация, которая сейчас сложилась, скажется на грядущих выборах. Пройдут они, на мой взгляд, очень сложно, в Собрание придет много новых людей. А так как работать приходится в состоянии противостояния, напряжения - ну, это очень тяжело. В целом для города, для местной законодательной власти тут больше минусов, чем плюсов. Для меня лично тоже тяжело, ведь я привык созидать, что-то создавать. Зачем все время быть в боксерской стойке и отражать удары?!

Поэтому идея о мажоритарной системе - очень своевременная. Люди должны выбирать личность, которая будет представлять их округ. Которую они смогут в случае чего взять и отозвать из депутатов. К которой смогут обратиться в нужный момент.

Сегодня федерация двигает новые стандарты работы с людьми - вовлечение населения в городские процессы. А с людьми нужно идти и разговаривать, строить живой диалог во дворах. Поэтому нужны именно депутаты - одномандатники. Никаких сомнений.

- Тут, Александр Юрьевич, сам собой напрашивается вопрос о вашем исключении из партии. Почему? В чем причина? В газете “Новый Котлас” (видимо, неслучайно за подписью псевдонима автора, т.к. имя журналиста лично мне неизвестно среди местных коллег) заявлено, что вы с вышедшими коллегами преследуете свои личные цели, ищете популярности... Хотя ведь это совсем не так на самом деле. Вы говорите о соблюдении законов в принятии решений Собрания, интересах города и его населения. Какова была реакция окружающих, коллег, знакомых на ваше исключение однопартийцами?

- Ну, что сказать - обидно. Партия большая, достойных людей в ней много. К сожалению, что творится у нас в городе и в других местах - не совсем одно и то же. Люди ко мне подходили, говорили: ”Держись”. Понимали. Считаю, вот эти амбициозные игры - огромный вред.  И это обязательно скажется на выборах. А что значит оттолкнуть нас или таких, как мы? Ведь кто-то пойдет дальше, в депутатский корпус нового созыва. И будет уже не в числе сторонников, а в числе противников. Так что это потери. К чему они?

- А ваша природная интеллигентность, спокойствие - они помогали вам в этой ситуации противостояния? Вы ведь все равно остались на своих позициях, вели себя ровно, спокойно, без громких бурных высказываний, без конфликтов. Считаете, с такой позицией можно победить?

- Знаете, я сплю спокойно. И это самый важный для меня показатель. Помните, в “Брате” - “Сила в правде”. К чему кидаться с опрометчивыми высказываниями в адрес противников? Кстати, кто в адрес мой высказался лживо - с теми судимся, слава Богу, благополучно. А безосновательные высказывания - что толку в них? Доходы депутатов опубликованы на сайте Собрания депутатов - проще простого оценить, решаю ли я личные вопросы? В городе я человек достаточно известный, люди знают, как живу, видят это со стороны, по средствам или нет. И делают выводы. А кто прав, кто виноват, - покажет время.

 

Родился шестой внук

- Александр Юрьевич, давайте не будем завершать интервью на политической ноте. Поговорим о том, что близко и понятно каждому: о внуках. У вас совсем недавно родился шестой!

- Рад, что дочери мои удачно вышли замуж, по любви, у них растут дети. Семья одной живет в Москве, другая в Санкт-Петербурге. Люблю внуков! С удовольствием с ними общаюсь, правда, чаще по скайпу - выехать удается только зимой и летом в каникулы. Стараюсь быть в гуще их событий. Вижу, как они развиваются.

В питерской семье за основу воспитания взят спорт. Старший внук Феликс учится в Торонто, в Канаде, в международной школе хоккея, выступает удачно, готовит себя к профессиональной карьере хоккеиста. Думаю, мы о нем еще услышим. Дамиру восемь. Был на его тренировке - играет здорово! Эмилия в фигурном катании, хотя поразительная способность к языкам. В каникулы выезжает в международные школы. Самый младший, Ричард, пока еще не знает, чем будет заниматься в силу своего младенческого возраста. Но спортом, думаю, -  выбор-то у него невелик!

- А в семье вашей дочери Елены (кстати, в Котласе хорошо помнят ее мощное сопрано) - там на что направлено развитие детей?

- Там люди искусства. Ярослав недавно прислал нам постановку, где играл главную роль в спектакле достаточно известной в Москве детской театральной студии. Получил грамоту за лучшую мужскую роль! На гастролях в Петербурге завоевали первое место. Младший, Ростислав, хорошо поет, наверно, пошел в маму и бабушку.  

- Замечательно - как вы любите говорить! Спасибо за беседу. И со  100-летием Котласа - города, в котором есть и ваш такой солидный вклад в развитие. Думаю, многие котлашане сейчас присоединятся к этим словам. С благодарностью.